Астрономы в первый раз увидели сжатие юного белого карлика

by Щавлевa Вероника Константиновна Ноября 14, 2017, 14:13

Астрономы в первый раз увидели сжатие юного белого карлика

Астрофизики из РФ и Италии раскрыли природу таинственной двойной системы HD 49798 в созвездии Кормы, доказав, что одним из ее жителей является молодой белый карлик, чья материя поэтапно сжимается, но не нейтронная звезда, как считали некоторые ученые.

Астрофизики под управлением Сергея Попова из Государственного астрономического института имени П. К. Штернберга (ГАИШ) МГУ имени М. В. Ломоносова наблюдали двойную звездную систему HD49798/RX J0648.0-4418 в 2 тысячах световых лет от Земли в созвездии Кормы. Это мы пояснили, хотя, вполне возможно, это и не столь актуально для астрофизики в целом.

Установлено, что массивный белый карлик данной двойной системы вращается с периодом всего 13 секунд. На протяжении первого млн лет радиус белого карлика может уменьшиться на несколько сотен километров, однако подтвердить эти предположения было трудно, так как большинство известных белых карликов значительно старше, а точно измерить их радиус сложно, информирует ТАСС ссылаясь на журнал Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Этот объект был открыт еще в 1964 аргентинскими астрономами, которые вначале думали, что имеют дело с незаурядным белым субкарликом, в недрах которого содержалось особенно не достаточно водорода. Как до этого докладывало ИА REGNUM, учёные открыли звезду, которая пережила два взрыва сверхновых.

Споры вызывала особенно высокая частота вращения 2-го объекта — он совершает один оборот вокруг собственной оси всего за 13 секунд.

Последние два десятилетия этот объект ускоряется: период его вращения уменьшается на семь наносекунд в год.

Также астрофизики рассчитали светимость звезды для найденного возраста. Оказалось, что скорости изменения периода 2x10 секунд в секунду соответствует возраст звезды около двух-трех млн. лет. Ранее считалось, что на раннем этапе развития происходит сжимание белых карликов, но подтверждений данной теории не было.

«Уникальность системы, которую мы наблюдали, в том, что белый карлик как как будто подсветили благодаря отдаче вещества с соседней звезды. В остальных сходных системах аккреция намного мощнее: уже она определяет, как белый карлик крутится, почему заметить „красоту сжатия“ невозможно», — сказал Попов.

Сборная Республики Беларусь завершила сезон ничьей в Грузии (видео наилучших моментов)